Процесс развития памяти включает в себя три основных этапа: получение, хранение и воспроизведение через некоторое время информации.
В более раннем возрасте процессы восприятия и запоминания слиты, и лишь к 3-м годам формируются устойчивые мозговые структуры, отвечающие за процесс запоминания.
Память ребенка от 1 до 3 лет, как и внимание, в основном, непроизвольна. Ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно.
Дети лучше запоминают в процессе игры, Однако у самых маленьких, 2-3-летних детей и в игре уровень запоминания сравнительно низкий. Разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать и затем использовать это в игре могут уже дети 3-4-х лет.
Первая реализация впечатлений, полученных в раннем детстве, обычно относится к возрасту около трех лет. Это значит, что к началу раннего дошкольного детства у ребенка складывается долговременная память.
У детей раннего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало их интерес. Благодаря такой памяти у дошкольников быстро совершенствуются речь, умение пользоваться предметами домашнего обихода, они неплохо ориентируются в обстановке.
Игры на повторение движений
Кто из малышей не любит кривляться перед зеркалом? Направьте эту энергию в полезное для него русло – для развития двигательной памяти. Станьте с ним перед зеркалом и выполните несколько простых движений, например, поднимите руку, наклонитесь и покажите язык. Пусть маленький шалун попытается повторить за вами. Постепенно усложняйте связки, увеличивая количество движений.
Похожую игру для развития памяти и внимания можно придумать, сидя на диване. Предложите малышу повторять за вами череду жестов. Для деток постарше можете придумать интересный игровой сюжет (например, передавать зашифрованную информацию тайному агенту-зайчику).
«Кто где живет»
Это – отличный вариант увлекательного занятия, начиная с 1,5-2 лет, которое способствует развитию зрительной памяти. Нарисуйте и вырежьте несколько домиков с открывающимися окошками. Для каждого из домиков подготовьте по одному «жителю» – карточку с каким-либо животным. Вместе с крохой «заселите домики» – поместите в них животных по усмотрению ребенка.
Пусть малыш откроет все окошки и попытается запомнить, кто где живет. После этого он закрывает глаза или выходит из комнаты, а вы меняете жителей местами.
Задача ребенка – вернуть домики их прежним хозяевам. Игру можно усложнять в зависимости от количества домиков. Можно придумывать разные вариации подобной игры, меняя домики на другие тайники со спрятанными в них предметами.
Накрываем на стол
Подготовьте для малыша карточки с фруктами и овощами, а также несколько тарелочек. Создайте импровизированный стол: постелите скатерть и расставьте тарелочки по количеству приглашенных гостей. Рассадите кукол и зверушек и начинайте их угощать: разложите по тарелочкам угощение: каждому – по одному фрукту или овощу. Потом скажите крохе, что на улице начался салют, все гости выбежали его посмотреть, а когда вернулись, забыли, у кого какая тарелочка.
Пусть ребенок поможет рассадить гостей в правильном порядке.
Еще одна вариация «съедобной» игры: разложить перед карапузом несколько картинок, а потом перемешать их с остальными (для этой цели можно использовать мешочек или коробку). Затем поставьте перед крохой несколько тарелочек (по количеству разложенных картинок) и предложите ему выложить на них те карточки, которые вы недавно показывали.
Веселые поиски тайника
Если вашему непоседе наскучило сидеть на одном месте, можно предложить ему более подвижный вариант игры на развитие памяти. Накануне исследуйте комнату, показав малышу несколько хорошо знакомых ему мест, в которых может быть тайник. Затем ребенок выходит из комнаты, а вы прячете игрушку или какой-то интересный предмет в одном из этих мест.
Задача ребенка – отыскать тайник с содержимым. Если ребенок с легкостью справляется с этой задачей, усложните игру, ограничив поиски по времени.
Можно придумать целый квест, разложив в каждом из тайников по одному элементу, из которых малыш потом соберет картинку.
«Восстанови узор»
Для этого упражнения вам понадобятся счетные палочки или спички.
Вы выкладываете несложный узор или рисунок и просите малыша запомнить расположение палочек. Затем вы говорите, что подул сильный ветер, и все палочки перепутались. Попросите кроху восстановить рисунок.
Сначала можете перемешать все палочки на столе, чтобы малыш использовал определенное их количество. С усложненным вариантом этой игры на развитие памяти и мышления можете предложить ребенку выбирать нужное количество палочек из коробки или стакана. Таким образом, ребенок будет тренировать избирательность запоминания.
«Кругосветное путешествие»
Эта игра – отличный тренинг для развития слухоречевой памяти. По игровому сюжету ваш непоседа отправляется в кругосветное путешествие.
Вы рассказываете малышу, сколько интересного его ждет в пути, и предлагаете ему несколько подарков, которые он может привезти своим друзьям (количество названных подарков может варьироваться от 3 до 8 в зависимости от возраста участника).
Перечислите все подарки, а кроха назовет к каждому из них своего получателя.
После возвращения малыш готов навестить своих друзей.
Каждому из них он дарит «словесный подарок». Его задача – не перепутать, что кому он привез.
С детьми постарше возможны разнообразные вариации этой игры: запоминание городов, стран, материков и т.д.
Развитие памяти – необходимая предпосылка для интеллектуального становления малыша. Чем больше вы будете развивать его память, внимание, воображение, тем интенсивней он будет познавать окружающий мир. Благодаря особенностям развития памяти в этом возрасте, малыш с легкостью будет впитывать все, что вы ему предложите. Старайтесь использовать любые ситуации в повседневной жизни, чтобы кроха угадывал ваши несложные загадки, способствующие развитию разных видов памяти.
К примеру, угадывание предметов на ощупь, узнавание еды по вкусовым ощущениям, определение источника звука по его звучанию – отличные способы тренировки памяти.