Как заинтересовать ребенка учебой в школе?
19-03-2022, 13:53
Родители современных детей часто жалуются, что ребенка ничего не интересует, он абсолютно не хочет учиться и увлекается только компьютером, прогулками, телевизором, играми и другими развлечениями. Знакомо? В этой статье мы разберемся, как сформировать и повысить учебную мотивацию школьника.
С каждым годом дети теряют интерес к учебе все раньше. Это подтверждают учителя и психологи. Но мотивировать учеников на школу и учебу не так уж и сложно.
Мотивация к учебе для младшеклассников достаточно проста. Можно элементарно сказать младшему школьнику, что, если он будет хорошо учиться и вести себя, учитель его похвалит, поставит ему хорошую оценку и напишет похвалу в дневнике, и взрослые дома тоже будут его хвалить. Как правило, после этих слов младшеклассники аккуратно выписывают каждую букву и цифру в своих тетрадях. Старшеклассники обычно тоже мотивированы к учебе, но тем, что нужно работать на аттестат для поступления в желаемый институт и получения престижной должности.
Виды учебной мотивации школьников
Мотивация существует внешняя и внутренняя. Младшеклассникам больше присуща внешняя мотивация: новые школьные принадлежности, красочные иллюстрированные учебники, тетради и книги. Зачастую такое материальное изобилие и стимулирует младшего школьника аккуратно выводить каждый крючок в прописи.
У подростков уже немного другая учебная мотивация. В отличие от младшеклассников, у учащихся более старших классов сменяется ведущая деятельность. Если у дошкольников ведущей деятельностью является игра, а у младшеклассников учеба, то у подростков это общение со сверстниками. И из-за смены ведущей деятельности убеждать подростков учиться довольно сложно, а иногда и вовсе невозможно. Также школьная программа в классах среднего звена усложняется, количество предметов увеличивается, у подростка появляются разные учителя, каждый со своими характерами, требованиями и методиками преподавания.
Причины нежелания и неспособности детей учиться
Невозможность или неспособность школы преподавать уроки интересно из-за нехватки времени и отсутствия необходимых требований со стороны государства к школьному образованию на каждой ступени.
Чересчур легкая или, наоборот, сложная программа. Если программа дается школьнику очень легко или, наоборот, трудно, то любая мотивация, даже внутренняя, отлично и вовремя сформированная, пропадет.
Вес портфеля превышает 10 % от веса самого школьника. Для сохранения зрения и осанки ученика важна своевременная смена деятельности с умственной на физическую, удобная одежда и обувь, а также правильный, грамотный и оптимальный режим труда и отдыха.
Приоритеты в учебной мотивации школьников по возрастам
Младшеклассники
Почти всегда у пришедших в школу детей познавательная активность повышена. Но в дошкольном детстве важно сформировать умение играть по правилам и выполнять задания по определенному образцу. И только после того, как все это получится, можно приступать к формированию учебной мотивации у детей.
Подростки
К подростковому возрасту происходит кризисная точка, когда мотивация, которая была повышена в начальной школе, падает. И это связано ни с чем иным, как с переменой ведущей деятельности детей.
Старшеклассники
Чаще всего к старшеклассникам наконец-то приходит внутренняя и осознанная учебная мотивация. Обычно только к старшей школе и подготовке к вузу, работе ученики начинают понимать, что они учатся и ходят в школу в первую очередь, для себя, а не для взрослых и своих сверстников. Но, к сожалению, немотивированные оболтусы и обалдуи есть и среди старшеклассников, которые без малого выпускники школы.
Правила грамотной учебной мотивации детей
Проведите беседу с поступающим в школу ребенком, что скоро многое в его жизни поменяется, и что помимо прав также появятся еще и обязанности.
Постарайтесь обеспечить школьнику комфортное рабочее место дома в его комнате.
Разработайте вместе с ребенком оптимальный для него режим дня.
Выделите время на отдых между школьными и домашними уроками. Однако не забывайте, что рекомендуемое выполнение домашнего задания – с четырех часов дня и до шести часов вечера.
Приучите ребенка самостоятельно собирать портфель с вечера, а не с утра.
Контролируйте время, но не запрещайте ребенку категорически и беспричинно сидеть за компьютером и смотреть телевизор.
Ищите причины падения мотивации не только в ребенке, но и в школьной обстановке.
Водите старшеклассников на ярмарки вакансий, биржи труда и экскурсии по самоопределению и выбору профессии.
Откажитесь от материальных поощрений за хорошую учебу и наказаний за плохие оценки в качестве учебной мотивации, особенно по отношению к подросткам и старшеклассникам. Материальные поощрения за хорошие оценки и наказания за плохие часто ведут к различным способам обмана и «воспалениям хитрости» у учеников.
Ни в коем случае не наказывайте детей за непослушание уроками и чтением. Домашние задания должны приносить радость.
Обсуждайте вместе с детьми прочитанные книги и увиденные фильмы. Такое взаимодействие помогает школьникам двигаться вперед и развиваться дальше.
Помогайте детям справиться с любым стрессом, связан он со школой или нет.
Не оценивайте личность ребенка, даже если новости о прошедшем в школе дне неутешительные для взрослых.
Поддерживайте детей независимо от своего настроения и их оценок, а также их увлечений, которые не вредят жизни, здоровью, безопасности, поведению и развитию ребенка и окружающих.
Стимулируйте детей к отдыху за играми и на прогулке, а не только за компьютером, у телевизора и «в компании» других развлечений.
Ребенок, особенно школьник, в период учебного года должен ложиться спать не позже девяти-десяти часов вечера.
Помогайте детям в учебе в случае затруднений.
Не пересаживайте подростка и старшеклассника за стол во время выполнения домашнего задания, если он делает уроки на диване или ковре.
Физические и психологические проблемы школьников
Хроническая усталость
Свойственна школьникам даже при оптимальном режиме дня. Такая проблема – не редкость для тех, кто перегружен курсами, домашними заданиями, кружками и большим количеством уроков. Для такого ребенка важна доброжелательная обстановка дома, также должно создаваться больше поводов для радости и отдыха.
Неспособность школьника завести новых друзей
Расскажите без нотаций и проиграйте с детьми, что любой будет обходить стороной агрессоров, ябед, жадин и эгоистов, драчунов, сквернословов и хулиганов.
Расстройство школьников из-за плохих отметок в дневнике и боязнь наказаний
Большинство взрослых ожидает, что дети, переступив порог школы, будут их радовать своими успехами в учебе. Но некоторые относятся к оценкам школьников слишком серьезно и сурово, пугают жесткими наказаниями, а то и применяют их, если полученный в школе ребенком балл не оправдывает ожиданий взрослых. Психологи советуют смещать фокус с оценок на реальные знания, особенно это касается начальной школы.
Стимулируйте познавательное развитие детей, находя время на общение друг с другом. Учите ребенка рассуждать логически, задавая вопросы. Также старайтесь разнообразить досуг детей, не лишая их права на самостоятельную организацию, свободу выбора и действий. Тогда дети захотят учиться и развиваться осознанно, с большим удовольствием и, в первую очередь, для самих себя, а не слепо и исключительно ради оценок, взрослых и других окружающих.