Я вижу прекрасный выход для тех родителей, которых гложет чувство вины по этому поводу (поверьте, если вы родитель, вина вас найдет так или иначе, даже если вы все делаете образцово-идеально): купите несколько сборников упражнений по возрасту, пусть лежат на виду, если ребенку это станет интересно, он сам их возьмет и будет заниматься. Но это будет его решение, его желание и его воля. И еще, не заставляйте читать, не читайте вслух, если ребенок не хочет. Просто читайте сами. То, что любите вы. Родитель с книгой, над которой он смеется или грустит, которую он увлеченно читает, отложив дела, – лучшая мотивация, чем родитель, нудящий над ухом о пользе и необходимости чтения.
Всегда можно найти, что и как развить. Можно играть в города и так учить географию, можно смотреть фильмы на иностранном языке, можно вести домашнюю бухгалтерию, привлекая школьника, записывать главные впечатления дня, ходить в музеи или в лес за грибами, на исторические реконструкции и так далее, и так далее. Но это немного сложнее, чем заставить посидеть ребенка над упражнениями и задачками пятнадцать минут в день. Потому что вам самим придется вложиться в такие занятия.
Часто страдают родители, сами бывшие отличники и медалисты или – наоборот – те, кто учился в школе из рук вон. В общем, те, кто связывает успех или неуспех в жизни с количеством часов, проведенных за учебой.
Но каникулы - это не просто отсутствие школы. Это важный период в жизни каждого школьника, он выполняет много задач, важных для его развития. В первую очередь – это отдых организма от стрессов, которые ребенок накопил за учебный год.
Отдых-это одна из основ труда.
Школа – штука непростая. Современный уровень образования предполагает большой объем знаний, который ребенку необходимо усвоить. Плюс недосыпы, конфликты с учителями и одноклассниками. Ребенок еще неопытен, и воспринимает это очень остро – даже если он этого не показывает.
Поэтому дайте ребенку возможность бегать, прыгать, общаться с друзьями, играть и в футбол, и в компьютер. Дайте ему время быть ребенком в самом истинном смысле слова. Он должен насытиться играми и общением. Играйте вместе с ним. Интересуйтесь его увлечениями, даже если не разделяете их – для детей это очень важно. В детской картине мира устроено так: «если родитель интересуется моими увлечениями и играми- значит он принимает и ценит меня». Уделяйте внимание совместным походам – на реку, в лес. Это уже вторая потребность-общение с близкими.
Помните знаменитую присказку «Цели ясны, задачи поставлены!» Занятия в каникулы — тот случай, когда стоит взять на вооружение. Ребенок должен понимать, что ему нужно успеть сделать за каникулы — прочитать книгу, написать сочинений, сделать задачи из пятнадцатого параграфа, выучить слова из пропущенных уроков по английскому и т.д.
Если он решит все выполнить экстерном ( и сделает все на совесть), не стоит расширять пункты договоренностей — похвалите его и разрешите оставшиеся дни посвятить отдыху.
Велик соблазн за время каникул «натаскать» отстающего ребенка так, чтобы он не только догнал, но и перегнал одноклассников. И уж тем более не стоит заглядывать в темы будущих уроков, если он не устранил пробелы в пройденных.
Главное помните детство скоротечно, не отнимайте его у своих детей, любите и цените их интересы!