Польза пластилинографии для детей
Основное преимущество пластилинографии — влияние на творческое развитие, привитие интереса к изобразительному и прикладному искусству. Второе ключевое достоинство рисования пластилином — совершенствование моторики пальцев и кистей. А третье — расширение кругозора, усиление познавательной активности.
Развитие мелкой моторики — крайне важный процесс для дошкольников. За движения рук отвечают те же отделы мозга, что и за интеллектуально-речевое развитие. Тренируя пальцы и кисти, ребенок не только учится качественно выполнять мелкие и точные действия, например, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, но одновременно улучшает работоспособность мозга. Таким образом дошкольник подготавливает руку к школьному письму. В школе он легче усваивает новую информацию, у него не возникает проблем с точными и филологическими дисциплинами.
Также пластилинография:
- улучшает память и концентрацию внимания;
- учит логически и образно мыслить;
- развивает пространственную и плоскостную ориентацию;
- совершенствует сенсомоторику;
- воспитывает терпеливость, усидчивость;
- успокаивает нервную систему, ослабляет напряжение мышц.
Что надо для работы с пластилином?
Пластилин можно использовать любой, но предпочтителен восковой. Он отличается повышенной мягкостью, легко раскатывается, меняет форму, распределяется по поверхности, при этом не прилипает к коже.
Также необходимы:
- плоская основа — лучше всего плотный картон, подойдет также стеклянная, пластиковая или деревянная панель, но на стекле не должно быть острых краев и сколов;
- дощечка для раскатки пластилина и лепки нужных форм;
- комплект стеков;
- стакан с водой для увлажнения кожи рук либо влажные тканевые салфетки;
- шприцы без игл, чтобы выдавливать тонкие и ровные пластилиновые «шнурки»;
- дополнительные приспособления и материалы для декорирования.
Виды рисования пластилином
Пластилинография для детей бывает нескольких видов по методам лепки разных форм, слагающих рисунок:
- Прямая — подразумевает прикрепление к плоской поверхности «шнуров», «улиток», «шаров» и прочих пластилиновых фигур. Метод применяется в 1-ой младшей группе, то есть приемлем для дошколят 2–3 лет.
- Обратная — представляет собой выкладку пластилинового рисунка на задней поверхности прозрачной, обычно стеклянной, основы по предварительно очерченному контуру. Получается изображение, напоминающее витраж. Техника применима для 5–6-летних дошкольников.
- Контурная — лепка, при которой рисунок формируется из «шнурков» — тонких пластилиновых полосок. Они могут быть разными по толщине, но их диаметр равен по всей длине. Детям непросто скатывать такие полоски, поэтому в детсадах рекомендуется использовать шприцы. В них нужно впихнуть пластилиновую массу, а сами шприцы погрузить в емкость с горячей водой. Когда пластилин внутри размягчится, можно приступать к рисованию. Метод рекомендован для дошкольников средней группы.
- Мозаичная — пластилинография, при которой рисунок формируется из пластилиновых шариков разного диаметра. Рекомендуется для средней возрастной группы.
- Многослойная — подразумевает постепенное наложение пластов пластилина разного колера. Получившийся многоцветный «торт» нужно либо согнуть пополам, либо скрутить в полоску, затем разрезать на части. Эта техника пластилинографии предназначена для дошкольников старшей группы.
- Фактурная — пластилинография, при которой создаются выпуклые, то есть барельефные, рисунки. Степень выпячивания изображения над плоской основой может быть разной. Техника предназначена для детей подготовительной группы.
- Модульная — лепка, при которой детали рисунка выполняются в разных вышеперечисленных техниках, затем соединяются в цельную картину. Рекомендуется для старших дошкольников.
Пошаговая инструкция по рисованию пластилином
Занятия по пластилинографии включают несколько этапов. Действуйте так:
- Выберите контурный эскиз.
- Определите, из каких колеров будет состоять будущий рисунок.
- Подберите фоновую основу подходящего цвета. Для первых занятий желательно брать небольшой формат, максимум половину альбомного.
- Перерисуйте эскиз на основу.
- От пластилина отрывайте небольшие куски, видоизменяйте их, согласно творческой идее, и наносите на основу. Применяйте наиболее подходящие методы лепки.
Методы работы с пластилином при создании рисунков
Методов лепки несколько, но какой выбрать, зависит от способностей дошкольников в разных возрастных группах. На освоение одних приемов достаточно затратить несколько занятий. Другие, более сложные, требуют тренировок в течение нескольких месяцев.
Рассмотрим методы лепки, применяемые на занятиях в детских садах:
- прилепливание — главный прием покрытия основы;
- размазывание — наиболее простой метод распределения пластилина;
- разглаживание — создание равномерного фонового покрытия для дальнейшего прикрепления деталей изображения, осуществляется смоченными водой кончиками пальцев;
- раскатывание — метод формирования длинной и тонкой полоски путем зажатия куска пластилина между горизонтальной поверхностью и движущейся взад-вперед ладонью;
- прищипка — прием скрепления мелких элементов;
- придавливание — соединение детали с основой или другой деталью изображения;
- скатывание — создание шаров путем вращения куска пластилина между пальцами;
- вытягивание — придание элементу конусовидной формы;
- сплющивание — превращение объемной детали в уплощенную;
- царапанье — формирование дополнительной фактурности какой-либо детали изображения, например, создание шерстинок на теле собаки или трещин на древесном стволе;
- смешение — метод создания определенных оттенков путем интенсивного разминания соединенных кусков пластилина разного колера.
При применении последнего метода необходимо учитывать некоторые нюансы. Если соединить желтый и голубой, получится зеленый. Если желтый и красный, выйдет оранжевый. А соединением красного и голубого удается сделать сиреневый. То есть принцип тот же, что и при соединении красок. Если нужно сделать оттенок темнее, примешивается небольшое количество черного. А если примешать белый пластилин, то яркий колер превратится в бледный, светлый. Если хочется, чтобы рисунок выглядел глянцевым, то при работе с пластилином пальцы должны постоянно быть влажными.
Пластилинография в младшей группе
Первые уроки рисования пластилином можно проводить уже с 2–3-летними детьми. Причем это оптимальный возраст для знакомства с особенностями и возможностями пластилина.
Дошкольники младшей группы уже могут освоить примитивные методы лепки: сплющивание, раскатывание, скатывание. В таком возрасте моторика пальцев еще слабо развита, поэтому для занятия нужно подбирать простые эскизы, содержащие мало деталей. Например, цветок, солнце, гусеница, радуга, фрукт, улитка. Эскизы на основу переводит педагог, а ребенку остается лишь нанести пластилин внутрь контуров.
Лепка для младших дошкольников — средство начального развития мышления и художественного восприятия.
Ключевая цель пластилинографии, проводимой в младшей возрастной группе, — совершенствование мелкой моторики. Лепка — замечательный стимулятор нервных клеток, сигнал от которых поступает в речевой центр мозга. Если хочется усилить положительное влияние на развитие речи и интеллектуальных способностей, можно предложить воспитаннику придумать забавную или сказочную историю, связанную с изображенным объектом.
Пластилинография в средней группе
В 3–4-летнем возрасте дети уже ловчее, они хорошо умеют манипулировать пальчиками, управляться с мелкими предметами. Поэтому им можно предложить более сложные эскизы и техники рисования пластилином. Дошкольники уже способны изображать интересные образы из тонких «шнурков», работать со шприцами. В этой возрастной группе важно научить воспитанников работать аккуратно, не вылезая за контуры. Также детям непременно понравится декорировать пластилиновые рисунки дополнительными материалами. Можно предложить воспитанникам изобразить аквариумную рыбку, жар-птицу, бабочку, осеннее дерево, цветочный букет в вазе.
Ключевое назначение пластилинографии в средней группе — совершенствование творческих навыков и формирование интереса к изобразительно-прикладному искусству. Дети учатся работать по предложенному образцу, ориентироваться в пространстве, продуктивно сотрудничать с товарищами, выполнять работу до конца, адекватно оценивать собственный и чужой результат. Дошкольники уже понимают, как сосредотачиваться, проявлять аккуратность и внимательность.
Пластилинография в старшей группе
Дошкольники 4–6-летнего возраста уже без особых затруднений создают сложные изображения, состоящие из множества мелких деталей, причем не только предметные, но и сюжетные. Им можно предложить поработать над созданием лесного пейзажа, аквариума или морского дна, зоопарка, сказочного персонажа. Желательно, чтобы дети попробовали все возможные техники рисования. Пусть не все у них получатся, но такое творческое разнообразие непременно простимулирует интерес к изобразительному искусству.
Отличная идея для проведения занятия по пластилинографии со старшими дошкольниками — создание одной большой композиции общими усилиями.
Многие дошкольники старшего возраста называют возню с пластилином излюбленным занятием. Дети в этой возрастной группе уже знают о свойствах и возможностях пластилина как прикладного материала, о правилах и этапах лепки, умеют соблюдать контуры изображений, координировать движения обеих рук, составлять правильные по композиции и палитре произведения. У них развито сенсорное восприятие и художественный вкус.
Для старших дошкольников пластилинография — действенный способ подготовки нервно-мускульного аппарата рук к школьному письму. Важно стимулировать творческую и познавательную активность воспитанников, их коммуникативные навыки, воспитывать прилежность, аккуратность, дисциплинированность — все это необходимо для успешного начала обучения в школе.
Пластилинография в подготовительной группе
С 5–7-летнего возраста дети могут учиться созданию объемных рисунков, совершенствовать иные сложные техники плоскостной лепки. Возможно использование эскизов любой степени сложности, дошкольники даже могут самостоятельно делать шаблоны на заданные темы. В этой возрастной категории дети уже легко справляются с примитивными приемами лепки, но зачатую приходится еще доработать сложные техники, такие как выдавливание из шприца, создание причудливо изогнутых форм.
В подготовительной группе групповые занятия применяют редко. Обычно сами воспитанники предпочитают работать самостоятельно, творить над эскизом по своему усмотрению. В инструкциях и подсказках педагога дошкольники тоже почти не нуждаются.
Работа с дошкольниками в этой возрастной группе направлена на развитие образного мышления, воображения, творческого стремления, на расширение индивидуального словаря и улучшение коммуникативности. Дети учатся выражать через произведение идеи и эмоции, подбирать гармоничную палитру и подходящий к сюжету рисунка дополнительный декор, совмещать несколько техник пластилинографии.
Пластилинография для детей — шаблоны
Вне зависимости от возрастной группы для комфортной работы с пластилином дети нуждаются в наличии шаблонного контурного изображения. Если старший дошкольник при наличии хотя бы минимальных художественных способностей может изобразить эскиз самостоятельно, то для младших воспитанников шаблоны делает педагог.
Шаблон — это контурное или силуэтное изображение объекта. Оно переносится на основу, затем заполняется пластилином.
Эскизы бывают разными по степени сложности: от примитивных предметных картинок с малым количеством крупных деталей, до многоэлементных сюжетных композиций, с работой над которыми справятся только старшие дошкольники и школьники начальных классов. То есть важно учитывать соответствие сложности шаблона возрастной категории ребенка.
Шаблоны существенно упрощают работу над рисунком. Ведь младшим дошколятам еще сложно самостоятельно нафантазировать, а затем воплотить композицию. А старшим дошкольникам тяжело, не имея перед глазами контура, правильно создать очертания изображаемых объектов.
На групповых занятиях педагоги предпочитают раздавать воспитанникам одинаковые эскизы. В этом случае дети не конфликтуют из-за того, у кого рисунок интереснее и проще. Но даже при раздаче одинаковых эскизов результат всегда получается разнообразным, ведь каждый ребенок воображает композицию по-своему. Например, если раздать детям шаблоны новогодней елки, то каждый ребенок будет использовать нравящиеся ему цвета пластилина для окрашивания елочных игрушек.